В 325 г. на 1 Вселенском соборе 318 епископов отвергли учение Ария,по которому Иисус был благочестивым человеком и сыном божьим и объявили,что он Бог.Так же они определили список богодуховных текстов,а остальные признала апокрифами \подложными\.Позже идеи Ария поддержал константинопольский патриарх Несторий. Этих же взглядов придерживался Лев Толстой.
С апостольских времён в Степи и на Северном Кавказе среди черкасов исповедовалось христианство – несторианство,признававшее Христа человеком,который благодаря своему совершенству стал мессией.Но главным лицом в верованиях оставалась Дева Мария,называемая Пресвятой Богородицей,образ которой в сознании жителей Приазовья был напрямую связан с образом Матери Всемогущей -Энныке – бенныке. Её имя дошло до наших дней в детской считалке:”Эники,беники ели вареники,эники.беники – клёц”. Главным праздником этих мест было празднование “Покрова Пресвятой Богородицы”,который отмечался 1 октября.Сегодня,по новому стилю это 14 октября.Покровами Богородицы считалась вся Вселенная,а сама Богородица представлялась как Мать Всемогущая рождающая весь Мир.
Особенности казачьей церкви на Дону отмечал В.А.Богоевский в своей работе “Из далёкого прошлого”.
“Характерной особенностью церковной жизни на Дону было то,что церковь не вмешивалась в мирские дела и даже не принимала участие в Круге.И это было тогда,когда в московском государстве и в западных странах оно играла главенствующую роль.Другая особенность была выборность духовенства. Не на политическую,не на светскую жизнь оно влияния не оказывала.Его роль была исключительно религиозной и социальной”.
До 17 в. в казачьих общинах действовали лишь часовни или молильные дома,в которых богослужением занимались пожилые казаки,не способные нести тяготы военной жизни.После раскола православной церкви в 17 в. на Дон пошли старообрядцы.Под давлением московского государства они стали уходить на Куму,Кубань и Терек.В начале 18 века ,после разгрома Булавинского восстания,около 70 тысяч казаков и их семей под предводительством Игната Некрасова ушли на Кубань,а затем и в турецкие владения.сохраняя свою веру.Каноническую Библию они не признавали и называли распутницей.
Поделитесь статьей в социальных сетях!