-Как только твой дед узнал об уходе казаков из Запорожской Сечи,то сказал:
-“Не хочу я смотреть на такие поганые дела.Буду помирать”.И повёл меня в глубокую пещеру,что в склоне его балки находится.Там лёг в приготовленный гроб,велел сверху его присыпать землёй и закидать хворостом.А на прощание сказал,что бы я жил в его хате.И ещё сказал:”Если что в Запорожье измениться,-говорит,я приду,а если нет,то нет”.Вот такие дела.
Остап сходил вместе с дедом к усыпальнице деда,но беспокоить его покой не решился.Только спросил Ляшенко:
-Ты же сам характерник.Что можешь об этом сказать?Если помер дед,как он сможет прийти обратно?
-А бис его знает.Ничего не могу сказать.Это что-то наподобие,как лягушки на зиму засыпают или медведи.Только на долгое время.И просыпаются они якобы тогда,когда случается событие,на которое они загадали.Таких старцев ,глубоко в пещерах,много в древней Черкасии сиди.Особенно в Пятигорье,в Эльбрус горе.А Эльбрус-это значит “камень эльфов”.Такие дела,помимо наших характерников,в Гребнях и Кабарде какие-то хазарские старцы учили,которые свою науку от древних киммерийских людей вели.
-Что это за люди такие?
-От них,как твой дед рассказывал,пошли слова:мир,Крым,кумир.Они изобрели колесо,лук,корабельный якорь,горящий трут,обработку металла.Приучили коня.В бою их сопровождали собаки.Знали они высокие небеса и глубины земные.
-А куда же эти киммерийские люди делись?
-Они закончили свои дела так.Однажды на их землю напали враги и собрались киммерийцы на совет.Знатные люди были за то,что драться за свою землю.Простые хотели уйти в другие края.И договориться не смогли.Тогда знатные решили умереть на своей земле.Они разделились поровну и,сражаясь,убили друг друга.А народ ушёл и о нём больше никогда и нигде не слышали.
-Что же это за народ такой трусливый?
-А может он мудрый,ведь и наши черкасские предания говорят:”Берегите не землю,но волю”?
-Да.Только не земли ни воли.
Из книги “Черкасские легенды”,книга на моём сайте.
Поделитесь статьей в социальных сетях!