Возвращаясь с Дона, Остап медленно брёл по узкой черкасской улице. В пыли, как взлохмаченные воробьи, играли в айданчики голопузые мальчишки. Кое-где, около куреней, прямо на траве, расстелив лёгкие коврики и цветные покрывала, сидели казачки за неспешной беседой, попивая слабые ягодные настойки с чаем и угощая прохожих.
-Выпей, казак, на счастье,-сказала дородная кареглазая казачка, протягивая Остапу ковшик хмельного меда.
-Спаси Бог, ответил он. Пригубил мед и по обычаю высыпал на ковёр горсть монет.
На заваленке около своего куреня сидел черный, нахохлившийся, как старый грач, родственник Глобы и что-то рассказывал запорожцам, среди которых был и Вениамин.
-Сейчас, хлопцы, времена не те. Новые порядки. Как царь Петр на Дон приехал, собрали казаки Круг. Атаман Илья Зерщиков встретил царя хлебом-солью.
А Петр и говорит казакам: А ну-ка отрубите голову своему атаману, он с Кондратием Булавиным дружбу водил!” Они и отрубили.
С тех пор не стало на Дону вольных выборных атаманов, а стали наказные, такие, значит, каких московский царь назначит. Ещё Стенька Разин говорил, что так будет.
-А что же это он такое говорил? – весело спросил Вениамин.
Старый черкас посмотрел на Вениамина, вздохнул и ответил:
-А говорил но,хлопчик, что не будет скоро на Дону таких весёлых казаков, как ты. Когда вывели его из Собора в цепях на черкасский майдан, перед отправкой в Москву, оглядел он всех казаков, которые стояли вокруг и сказал: “Вспомните меня казаки, когда подлый дьяк, как стадо, вас перепишет и целованием креста на верность приведёт!”
-А что это значит?
-А это значит, что в древние времен в Старом Поле почитали Богиней всего Мать Всемогущую, под именем Эныка Бэныка, которая матерью была Иисуса Христа. И была она Мировой душой, а покрывалами её была вся Вселенная. Сын её Иисус родился человеком, но благодаря своим совершенствам стал богом, и на него голубем при крещении сошел Святой Дух.
Завещал нам Христос: “Будьте совершенны, как Отец ваш небесный и сами станете богами”.
Казаки никогда не признавали над собой никакой власти. И говорили: “Только Бог над нами.”
Поэтому и праздник наш главный называется Покрова Пресвятой Богородицы.
-А от кого казаки узнали об этом?
-От Ария.
Из книги Черкасские легенды, книга находится во всех Межрайонных центральных библиотеках Ростовской области и на сайте: blog-bondarenko.ru
Поделитесь статьей в социальных сетях!